Нарушение мышления у детей с онр

Нарушение мышления у детей с онр


При других расстройствах мыслительные функции затрагиваются в меньшей степени и преимущественно со стороны формальных характеристик. Важное практическое значение имеют достаточно часто встречающиеся, особенно в последнее время, сочетания расстройств речи и мышления. Большинство исследователей, имея в виду, прежде всего общее недоразвитие речи. склоняются к тому, что в целом дети с этим дефектом интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи.

Такс важное психологический сдвиг является толчком к активному и самостоятельному обогащению словарного запаса. При этом малыш относительно каждого нового предмета или явления ставит вопрос: «Как это называется?» Таким образом увеличивается количество слов, узнаваемы и произносятся и какими опосредствуются названия окружающих предметов и явлений. Этот этап считается переходным — речь приобретает интеллектуального характера развития. Начальные этапы в развитии речи, в частности, гуление (агуканье), наблюдается у детей как с нормальным развитием, так и в тех, которые имеют отклонения (глухих, детей с интеллектуальным недоразвитием).

Нейропсихологический метод исследования детей с ОНР


Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а, а-бм, бм, бль, у-гу, бу и т.д. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые типа гн, агн, ля, аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет.

Нарушения мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути их коррекции — проект дипломной работы


Спирова, 1985; Е.Ф. Соботович, 1989; А.П. Воронова, 1994; А.Н. Корнев, 1994; Н.В. Серебрякова, 1997; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999 и др.] у детей с общим недоразвитием речи наблюдается недоразвитие разных видов мышления, слабость мыслительных процессов, своеобразие мыслительных операций. Так, например, позднее формирование словесной речи у детей с нарушениями приводит к недоразвитию образности, отсутствию умении синтезировать части предмета в целостный образ.

Вопросом развития мышления у детей занимались зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Бюлер, А. Бине) и отечественные педагоги — психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.). Развитие мышления в дошкольном возрасте происходит параллельно с развитием речи. Проблема развития речи была рассмотрена и изучена многими учёными в различных науках, в таких как языкознание (В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Л.В. Щерба и др.)

Было выявлено, что у большинства детей с речевыми нарушениями недостаточно хорошо сформированы процессы обобщения и установления причинно-следственных связей. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Успешнее у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) протекает процесс обобщения, нежели процесс установления причинно-следственных связей. This article deals with speech development aspects and demonstrates results of the ideation process study carried out with respect to the children with speech disorders.

Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи


В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.

Особенности речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


112]. В психологическом же словаре
«коммуникация — это целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка»
[7, с. 204]. А в педагогическом словаре
«коммуникация — это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии»
[3, с.

102]. Не смотря на некоторые расхождения определений, общей мыслью данных терминов является то, что нарушение коммуникативных возможностей человека отрицательно влияет на его развитие. Вопросом изучения коммуникации детей с общим недоразвитием речи занимались О.С.

Ваш психолог