Преступление и наказание сон на каторге

Преступление и наказание: страшный сон Родиона Раскольникова ( commentsTotal )


Вот свою исповедь перед Раскольниковым ведет Мармеладов, а уже в следующую минуту сам Раскольников неосознанно исповедуется перед Порфирием Петровичем, излагая свою теорию о существовании двух различных видов людей. Неизвестно, насколько это было запланировано постановщиком, однако такое безостановочное повествование, которое не дает передышки ни зрителю, ни герою, очень напоминает бред человека, лежащего в горячке.

Метка: Преступление и наказание


4. Что сделал Раскольников, говоря: «Я не тебе …, я всему страданию человеческому …»? («…поклонился». Встал на колени перед Соней и поцеловал ей ноги)

Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

«В декабре я начну роман… Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…»

Как видно из письма, речь идёт о произведении небольшого объёма — повести. Как же тогда возник роман? Прежде чем произведение появилось в той окончательной редакции, которую мы и читаем, авторский замысел неоднократно менялся.


Преступление и наказание сон на каторге


Начало сновидения отсылает нас к детству Родиона.
«И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак»
. Беспокойство мальчика всем понятно: «кладбище» напоминает о бренности человеческой жизни, «питейное заведение» — о бездумном прожигании последней некоторыми людьми. Далее разыгрывается настоящая трагедия:
«Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобылку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет»
.

Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…» В этом сне воплощается страх Раскольникова за то, что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне Раскольников не предпринимает ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции. Перед приходом Свидригайлова к Раскольникову главный герой видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице. Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире старухи в углу гостиной Раскольников видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется.

Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»?


Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук. Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство — страшный поступок, противный самой природе человека. Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес». Но пока до этого «открытия» герою очень далеко. Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни.

Писатель нарисовал отвратительный образ ростовщицы: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела» (6, 8). Достоевский, постоянно испытывавший нужду в финансах, сам неоднократно обращался к кровопийцам-ростовщикам, отдавая в заклад ценные вещи. Он хорошо знал этот мир и его обитателей.

Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие.

Как сны, которые видит Раскольников, соотносятся с главными событиями духовной жизни героя? (по роману Ф


Комната наполняется народом, Раскольников, объ­ятый ужасом, не может пошевелиться и пробуждается.