Проблема совести преступление и наказание

Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?


В романе Достоевского раскрыто обычное для человека неприятие преступления, убийства живого существа. Писатель специально выводит в роли жертвы существо мелкое и ничтожное, но словно для облегчения морального прозрения героя добавляет в сюжет случайную жертву — сестру Алены Ивановны. Кто знает, мучился бы Родион так же если бы второй жертвы не было? Но не только убийство раскрывает проблемы взаимоотношений человека со своей совестью. Вся жизнь Родиона — это сплошные муки совести, за преступление которое он совершил, за преступления которые совершают другие, за свое бессилие перед жестокостью и пороками мира. Вспомните мечты Раскольникова об идеальном обществе, Египетском оазисе доброты. Это тоже совесть, ее проявления. Раскольников не разучился сострадать, его преступление выглядит случайным, но и закономерным, попыткой сопротивления мировому злу, которую герой решает предпринять негодными средствами. Хочется надеяться, что любовь в конце романа направит Раскольникова на верный путь, примирит его совесть с внутренним миром, научит его счастью.


Проблема совести в романе Ф


Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.

(14)Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.

Рекомендуем прочесть:  Как оспорить запись в трудовой

(15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу.

Анализ романа Ф


Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступ­ление и против него. Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно — и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву.

юный град, // Полночных стран краса и диво, // Из тьмы лесов, из топи блат // Вознёсся пышно, горделиво” (Пушкин). Загадочность, “мистичность” города волновала многих творцов. “Медный Всадник” Пушкина имеет подзаголовок “Петербургская повесть”; роман “Преступление и наказание” Достоевского часто называют “петербургским романом”.

— Для А.С. Пушкина ясно прогрессивное значение “града Петра”: это “окно в Европу”, влияние нового духа.

Проблема личной ответственности человека за свои поступки (по роману Ф


Соня Мармеладова с ее идеалом Христа пытается убедить Раскольникова в не­обходимости предстать перед судом, покаяться. Но, даже идя на каторгу, Родион не разуверился в собственной идее. Долгое время он переживал лишь из-за того, что он — не сверхчеловек, потому что его мучает совесть. Улик, по сути, не было, и Родион мог бы избежать наказания. Но окончательным толчком к признанию стало самоубийство Свидригайлова. Свидригайлов — преступник по сути, на его счету несколько загубленных жиз­ней.

Проза 1906—1921


Но теология известного рода возводит в принцип этот последний частный случай и искусственно подводит под эту последнюю категорию все остальные возможные отношения. Наказание она представляет себе всегда — как следствие преступления, а не чего-либо иного, а на преступление смотрит как на причину, в которой неизменно заключается зародыш наказания. В подобном учении преступление всегда логически связано с наказанием через посредство Бога, Эта точка зрения особенно противна и отталкивает всего сильнее тогда, когда ее берут под свою защиту поэт или художник.

Проблемы совести в “преступлении и наказании” Problems of conscience in “Crime and punishment” Текст научной статьи по специальности — Литература


Проблемы совести в “преступлении и наказании” Problems of conscience in “Crime and punishment” Текст научной статьи по специальности « Литература. Литературоведение. Устное народное творчество »

Томпсон Д.

О. Проблемы совести в “преступлении и наказании” // Проблемы исторической поэтики. 1998. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovesti-v-prestuplenii-i-nakazanii (дата обращения: 04.04.2018).